Предполагается, что все четыре колеса любого транспортного средства расположены таким образом, что машина имеет плавный ход, двигатель испытывает минимальную механическую нагрузку, а шины равномерно изнашиваются, имея нормальное сцепление с дорожным покрытием. Если данное оптимальное положение, называемое балансом, нарушено, то автомобиль испытывает биение кузова и руля, нарастающий дискомфорт и его безопасное движение существенно ухудшается.
Виды дисбаланса
- вертикально относительно оси симметрии;
- все точки окружности колеса должны находиться на одинаковом расстоянии от оси вращения;
- центр тяжести должен находиться на оси вращения или максимально приближен к ней.
- неровности, мелкие ямы и выбоины, щебень и мусор, попадающиеся на дороге во время движения;
- неравномерное распределение веса и багажа пассажиров внутри салона, вызывающие неодинаковое воздействие на каждое колесо;
- повреждение одной из шин при ударе о бордюр или иное твердое препятствие, вызвавшее перекос в симметричном положении всего колеса относительно осей;
- низкое качество новых шин, имеющих скрытые заводские дефекты;
- неравномерный износ шин на каждом колесе, изменяющий их вес и сцепление с дорожным покрытием.
Существуют и иные причины, приводящие к нарушению баланса, которые обязательно ощутит водитель при увеличении скорости движения автомобиля. Это может быть посторонний шум, нарастающая тряска и ощущение дискомфорта.
- статический, при котором в вертикально расположенном колесе точки окружности располагаются на разном расстоянии от оси вращения, центр тяжести смещен в сторону, происходит быстрый износ подвески, транспортное средство подскакивает на каждой дорожной неровности и руль выскакивает из рук;
- динамический, при котором ось симметрии отклонена от оси вращения, не образует с ней прямой угол, колесо "гуляет", автомобиль заносит из стороны в сторону, а руль бьет по рукам.
Нарушение баланса может случиться на любом колесе. Редко встречаются в чистом виде статический или динамический дисбаланс, обычно наблюдается сочетание.
Основания для исправления дисбаланса
- износ подшипника ступицы и его поломка, что требует немедленной замены испорченной детали;
- существенный износ шин и их механическое повреждение от неуправляемых ударов о неровности дороги и твердые предметы;
- быстрый износ амортизаторов и подвески;
- повышается опасность выкручивания болтов шаровой опоры.
- комплексные нарушения в работе узлов и деталей влияют на все ходовые характеристики транспортного средства, увеличивая его сверхнормативный износ и являясь причиной иных поломок.
После выявления признаков имеющихся нарушений баланса следует обратиться в автомастерскую, чтобы устранить причины возникшего неудобства.
Процесс балансировки колес
Балансировка колеса проводится на специальном стенде, электронное устройство которого способно быстро определить место аномального распределения массы и предложить рекомендации по его изменению.
- с помощью балансировочных грузиков, прикрепляемых или набиваемых на колесные диски;
- с помощью мелких гранул, помещаемых внутрь камеры и распределяющихся при движении колеса неравномерным образом, корректируя исправление массы.
- наличие современного стенда с обязательной функцией оптимизации дисбаланса;
- чистота помещений и комплектация необходимым инструментом и вспомогательным оборудованием;
- устройство удобного паркинга и очередь из желающих получить услугу именно в этой мастерской.
При балансировке с помощью грузиков следует учитывать, что установка набивного металлического груза на диск приводит к химической реакции между металлом груза и диска, в результате образуются оксиды металла, что может привести к отслоению краски диска и дальнейшей разгерметизации. Скапливающиеся оксиды влияют также на изменение центра тяжести и требуют контрольной балансировки. Прикрепление грузиков на внутренней стороне с помощью адгезивных материалов должно производиться исключительно на совершенно чистую поверхность шины. При этом участок шины должен быть вымыт горячей водой. На холодной поверхности может образоваться конденсат и приклеенный грузик не будет плотно держаться.
На балансировочном станке можно также проверить баланс дисков и их геометрию.
Балансировка колес является завершающей операций после смены шин с зимних на летние и наоборот, установки новых колес или монтажа колеса после проведенных ремонтных работ.