Комфортная и безопасная езда сильно зависит от правильного расположения колес, ведь именно через них происходит контакт автомобиля с дорогой и воздействие на движущийся агрегат всех мелких и крупных дефектов дорожного покрытия, а также правильного равномерного крепления шины к ободу колеса. Если при езде по плохой дороге происходит повреждение и деформация шин или других деталей колеса, либо изначально в установке колес были допущены ошибки, то происходит нарушение баланса, что чревато не только "биением" руля или всего кузова, но и резко снижает устойчивость транспортного средства и безопасность пассажиров.
Заметив неравномерный износ протектора или почувствовав характерное биение, следует немедленно обратиться в мастерскую для проверки и отладки баланса колеса.
Основания для проверки и отладки балансировки колес
Первой и обязательной ситуацией проверки баланса и устранения дефектов является смена покрышек на новые или сезонные. Ни одна шина, даже новая не является абсолютно сбалансированной. Шина, бывшая в употреблении и пролежавшая некоторое время в гараже, дожидаясь сезонной перемены, обязательно окажется немного деформированной. Установка камеры, имеющей небольшой воздушный клапан уже влияет на распределение веса в разных участках колеса. Шина может иметь различную плотность и вес в разных местах своей окружности, тогда можно говорить о статическом дисбалансе. Положение колеса относительно оси вращения, отличное от идеально прямого угла дает динамический дисбаланс. Допустимые отклонения не потребует никакого вмешательства работника авторемонтной мастерской, а вот существенные проявления потребуют обязательной проверки и регулировки.
Виды диагностики и устранения дисбаланса
Для проведения диагностики использованной шины, прежде всего ее следует тщательно вымыть, чтобы попавшие у углубления протектора камешки, веточки грязь и мусор не влияли на равновесие. Затем снятое с автомобиля колесо помещается на специальный стенд, где при большой скорости вращения определяется недостаток или избыток материала толщи покрышки. Исправление дефектов производится с помощью небольших, от 5 до 10 граммов свинцовых или цинковых грузиков, крепящихся на внешнем или внутреннем ободе колеса механическим способом. Клеевым способом наносятся грузики в виде лент также весом от 5-10 граммов, который с помощью специальных щипцов разделяются на полосы нужного веса. Минусом механического крепления может быть повреждение материала покрытия обода хромированных дисков, а минусом клеевого способа часто становятся удары и повреждения шин на плохом дорожном покрытии и отсоединения во время длительных контактов с водой при мокрой погоде или от мощного воздействия водяной струи на автомойке.
После балансировки колеса на стенде, его устанавливают на автомобиль и далее производится финишная балансировка, когда подвешенный и неподвижно зафиксированный на специальном подъемнике автомобиль передает данные о появлении и силе биения на специальный датчик при скорости вращения колес более 100 км/час. Компьютерный анализ позволяет окончательно и точно установить балансировочные грузы.
Весьма дешевым и нечасто используемым методом устранения дисбаланса колес является автоматический, когда внутрь камеры засыпается специальный порошок или мелкие гранулы вещества, которое при движении под действием центробежной силы распределяется внутри слоем необходимой в разных местах толщины и исправляет дисбаланс. Этот метод не требует применения стенда, потому достаточно мало стоит.